Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)

Двигатель Š-51

 

В 1965 году на смену «Риге-1» пришла новая модель — «Рига-3». Мопед «Рига-3» внешне не очень отличался от модели с индексом «1». Но все же измененная форма топливного бака, подушечное седло, окраска синтетическими автоэмалями ярких расцветок придали машине более современный вид. Главная же новизна состояла в конструктивном улучшении почти всех важных узлов мопеда. Максимальная мощность мопеда «Рига-3» достигла 2 л.с. — это на 30 процентов больше, чем у «Риги-1», скорость поднялась с 40 до 50 км/час, а вес уменьшился на 2 кг. Важным достоинством нового двигателя Š-51 была широкая унификация деталей с прежде выпускавшимся Шяуляйским заводом «Вайрас» двигателем Š-50. Рама нового мопеда имела удлиненную хвостовую часть, к которой крепился задний щиток. Это увеличило жесткость места крепления багажника: не надо было приваривать специальный усилитель, нередко вызывавший перекос у щитка. Увеличение периметра крепления щитка к раме дало возможность правильнее расположить его по отношению к колесу, а кроме того, уменьшилась вибрация. Колеса мопедов в сборе взаимозаменяемы, но на «Риге-3» были установлены новые втулки, позволившие применить более прочные прямые спицы (головки их, крепящиеся на фланцах втулки, не отогнуты). Топливный бак — новый, более совершенной формы. Изготовлялся он из двух половин, причем вместо ручной газопламенной сварки на заводе начали применять автоматическую шовно-роликовую, значительно повысившую производительность труда и качество сварного шва. На мопеде «Рига-3» устанавливали седло подушечного типа из латекса, поэтому стала ненужной центральная пружина седла, которая при длительной эксплуатации «садилась», а затем и выпадала.

В 1965 году во ВНИИмотопром проводилось исследование существующих зарубежных схем и разработан рабочий проект силового агрегата ДВ-51 с вариаторной трансмиссией для мопеда «Рига-3». В 1966 году были изготовлены первые экспериментальные образцы силовых агрегатов ДВ-51, а также проведены их стендовые и дорожные испытания.


Техническая характеристика:

Габаритные размеры: длина — 1850 мм; ширина — 690 мм; высота — 970 мм; база — 1170-1200 мм; дорожный просвет при горизонтальном положении шатунов — 130 мм. Общие данные: масса (сухая) — 48 кг; максимальная скорость — 50 км/ч; емкость топливного бака — 5,5 л.; контрольный расход топлива при движении со скоростью 25 км/ч — 1,6 л/100 км.

Двигатель: модель — Ш-51 (Š-51); тип — бензиновый, двухтактный, с охлаждением встречным потоком воздуха; рабочий объем двигателя — 49,8 куб.см.; число тактов — 2; количество цилиндров — 1; диаметр цилиндра — 38 мм; ход поршня — 44 мм; карбюратор — К-35Б; максимальная мощность — 2 л.с. при 4900-5200 об/мин; запуск двигателя — педалями; топливо — смесь бензина А-72 с автолом в соотношении 25:1 для обкатанного двигателя и 16:1 в период обкатки. Силовая передача: сцепление — двухдисковое в масляной ванне; коробка передач — двухступенчатая; первичная передача — косозубыми шестернями; главная передача — роликовой цепью II-2 ГОСТ 3609-52; передаточное число главной передачи — 3,08; общие передаточные числа силовой передачи — I-29,4, II-14,6; объем масла в коробке передач — 0,3 л.; привод заднего колеса — цепной.

Электрооборудование и приборы: система зажигания — от маховичного магдино переменного тока, модели МГ-100; свеча — А7,5У ГОСТ 2643-54; фара — ФГ-200Б; сигнал — С-34 А; задний фонарь — ФП-7В; переключатель ближнего и дальнего света с кнопкой сигнала — П-25-А; спидометр — СП-101.

Ходовая часть: рама — трубчатая сварная; передняя подвеска — телескопическая с пружинными амортизаторами; задняя подвеска — маятниковая с пружинными амортизаторами; сиденье — с подушкой из губчатой резины; колеса — взаимозаменяемые; размер шин — 19″x2,25″; давление в шинах — переднего колеса 1,6 кг/см2, заднего колеса — 2 кг/см2; передний тормоз — ручной, колодочного типа; задний тормоз — ножной, колодочного типа; диаметр тормозных барабанов — 120 мм.


Литература:

Мопед Рига-3. Инструкция по уходу и эксплуатации (1965).

Мопеды Рига-1 и Рига-3. Руководство по ремонту (1965).

Запасные части к мопедам Рига-1, Рига-3 с двигателями Ш-50, Ш-51, Ява-50 (1967).

Запасные части к мопедам МП-043, Рига-1, Рига-3 (1969).

Запасные части к мопедам Рига-3, Рига-4, Рига-12, Верховина-4 с двигателями Ш-51, Ш-52, Ш-57 (1976).

Запасные части к мопедам Рига 1-3-4-12-16, Верховина 4-5-6 (1979).

Информационный отчет ВНИИмотопром за 1966 год (1967).

Краткий мотоциклетный справочник (1968).


Пресса:

Велосипед № 1943120
Очерк о завершении производства велосипедов на Рижском велозаводе
«Ригас Балсс», 03/1961

Легкие, красивые, удобные
Рассказ о новинках рижского мотозавода «Саркана Звайгзне»
«За рулем», 01/1963

В Москву, на ярмарку!
Заметка о отборе экспонатов Рижского мотозавода для ВДНХ
«Ригас Балсс», 09/1964

Завтрашний день мопеда
Очерк о текущем состоянии дел на «СЗ» и новом мопеде «Рига-3»
«Ригас Балсс», 11/1964

Новоселы дорог
Заметка о новинках из Риги
«Ригас Балсс», 01/1965

Стартует «Рига-3»
Заметка о начале серийного выпуска нового мопеда
«Ригас Балсс», 02/1965

«Рига-3», «Гауя», «Спарите»…
Заметка о юбилейном исполнении товаров к 25-летию советской власти в Латвии
«Ригас Балсс», 06/1965

С маркой «Саркана звайгзне»
Заметка о суточном выпуске мопедов на Рижском мотозаводе
«Ригас Балсс», 08/1965

Мопед «Рига-3»
Фотоочерк из цехов «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 10/1965

Будут хорошие мопеды — будет и прибыль
Рассказ о модернизации производства на «Саркана»звайгзне
«Ригас Балсс», 12/1965

Чтобы было меньше рекламаций
Заметка о работе гарантийного бюро «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 03/1966

Перед большим стартом
Рассказ о работе по экономическому стимулированию на «Саркана звайгзне»
«Ригас Балсс», 05/1966

Поисковые конструкторские разработки
Отчет о разработке вариатора и гоночных мотоциклов
Информационный отчет ВНИИмотопром за 1966 год

Повышение качества серийной продукции
Отчет о гарантийных испытаниях «Риги-3»
Информационный отчет ВНИИмотопром за 1966 год

Справочное бюро «РБ»
Заметка о необходимости прав и номерного знака для мопеда «Рига-3»
«Ригас Балсс», 02/1967

Новый мопед — к юбилею
Заметка о партии мопедов «Рига-3» для Венгрии и о новой «Рига-7»
«Ригас Балсс», 06/1967

Спасибо за «Ригу-3»!
Очерк о пробеге на мопедах молдавских журналистов
«Ригас Балсс», 07/1968

Экзамен на качество и надежность
Рассказ о соревновании «Первенство заводской марки» в Пятигорске
«За рулем», 02/1969

Ваш первый мотор
Рассказ об отличиях разных моделей при выборе мопеда
«За рулем», 07/1969

Запчасти — почтой
Адреса баз и условия работы Роспосылторга и Главкоопкультторга
«За рулем», 11/1986


Музей Мопедов примет в дар или купит в коллекцию легкий мопед «Рига-3», запчасти и документы от него.


  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)
  • Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968)

Комментариев нет

Другие модели

Мопед «Спридитис» (Spriditis) (1958) Велосипед «Рига-16» (1958) Мотовелосипед «Рига-18» (1958-1961) Мопед «Рига-1» (1959-1965) Мотовелосипед «Гауя» Рига-2 (1961-1966) Мотовелосипед «Гауя-2» (1962) Микромотороллер «Вента» (1962) Мотосамокат (1962) Гоночный микромотоцикл SZ-1 (1963) Мокик «Рига-6» (1964-1967) Гоночный микромотоцикл SZ-50 (1964-1965) Мопед «Рига-3» (январь 1965-1968) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-6С» (1966-1968) Кроссовый микромотоцикл «Рига-6У» (1966-1970) Легкий мопед «Рига-5» (1966-1971) Легкий мопед «Рига-7» (1967-1976) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-7С» (1968) Кроссовый микромотоцикл «Рига-6М» (1968-1971) Мопед «Рига-4» (1968-1973) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-9С» (1969-1970) Мокик «Рига-8» (1969) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-11С» (1970-1971) Мопед «Рига-9» (1970-1974) Легкий мопед «Рига-9» («Римото») (1970) Микро-роллер «Riga Mini» (1971) Микро-роллер «Мини-Спорт» (1971) Кроссовый микромотоцикл «Рига-6K» (1971-1977) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-13С» («15S GP») (1972) Мопед «Рига-12» (1972-1977) Мокик «Рига-14» (1973-1976) Мокик «Рига-14-2» (1973) Мокик «Рига-16» РМЗ-2.116 (1975-1981) Легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411 (1975-1983) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-15С» (1976-1977) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-17С» (1976-1982) Мокик «Рига-18» (1977) Кроссовый микромотоцикл «Рига-14-Юниор» РМЗ-2.714 (1977-1984) Мокик «Рига-18» (1978) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-19С» (1979) Мокик «Рига-18» (1979) Легкий мопед «Рига-11» РМЗ-1.411 «Переходная» (1981-1982) Мокик «Рига-22» («Usma») РМЗ-2.122 (1981-1986) Мокик «Рига-18Л» (SZ18) (1981) Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413 «Переходная» (1982-1983) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-21С» (1982) Кроссовый микромотоцикл «Рига-16-Юниор» РМЗ-2.716 (1982) Легкий мопед «Рига-13» РМЗ-1.413-02 (1983-1998) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-23С» (1983) Мини-мокик «Мини-Люкс» РМЗ-2.126Л (1984) Мини-мокик «Мини» РМЗ-2.126 (1983-1985) Складной микро-роллер «Mini» RMZ2 (1984) Легкий мопед РМЗ-1.415 (1984) Мокик MX/SZ-80 (1984) Кроссовый микромотоцикл «Рига-20 Юниор» (1984-1990) Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-125» Шоссейно-кольцевой микромотоцикл «Рига-Юниор» Мини-мокик «Мини» РМЗ-2.130 (1985-1990) Мини-мокик «Мини-Люкс» РМЗ-2.130Л (1985-1990) Мокик «Дельта» RMR-24 РМЗ-2.124 (1986-1996) Мокик «Дельта-Спорт» РМЗ-2.124С (1985-…) Мокик «Дельта-Турист» РМЗ-2.124Т (1986-…) Мокик «Дельта-Люкс» РМЗ-2.124Л (1986-…) Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.134 (1987-1998) Мокик-вездеход «Delta Safari» (1988) Мокик спортивный РМЗ-2.720 (1988) Мопед «Delta-Afra» (1989) Мини-байк «Monkey» (1989) Мини-байк «Mini-Delta» (1987) Мопед «Delta» RMZ 2 (1989) Мокик «Дельта-Эндуро» РМЗ-2.202 (1989) Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.136 (2.136-01) (1990-1998) Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.142 (1990-1992) Мокик Рига-15 «Vega» RMR-15 (1990) Кроссовый микромотоцикл «Рига-22-Юниор» Мини-мокик «Стелла» РМЗ-2.150 (1992) Мокик спортивный «Delta-Cross» (1992) Грузовой трицикл «Pony» (1993-1994) Мокик «Fora Sprint» RMR-2.155 (1993) Микромотоцикл «Boss» (1993) Грузовой модуль (1994?) Мокик «Дельта-Спорт» РМЗ-2.124С (1994) Грузовой трицикл «Tom» (1994?) Грузовой трицикл «Villi» (1994?) Грузовой трицикл (1994) Мокик «Delta-Peugeot» Мини-мокик «Stella-Peugeot» РМЗ-2.138 Мокик «Fora Classic» (1997) Мини-мокик «Fora Mini» (1997)